Тема урока: Десятичные дроби.
Класс: 5
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- Обучающие: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, продолжить закрепление ЗУН по данной теме.
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи.
- Воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля, на примере задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
- Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутки.
Предметный результат: выполняют сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, применяют при решении практических заданий.
- Коммуникативные УУД: планировать общие способы работы.
- Регулятивные УУД: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
- Познавательные УУД: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки.
- Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению предмета, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества.
Формы и методы: эвристическая беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа у доски, решение проблемных задач, самостоятельная работа.
План урока.
- 1. Этап мотивации.
Постановка цели урока. |
1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 3.Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний |
.
- 2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
1. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с классом и фиксируется на доске): 1) Понятие десятичной дроби и названия разрядных единиц десятичной дроби. 2) Чтение и запись десятичных дробей. 3) Правило сравнения десятичных дробей. 4) Правило сложения и вычитания десятичных дробей. Задания для фронтальной работы: 2) Прочитать записанные дроби: 1,2; 1,02; 0,005 и т.п. 3) Назвать разряды данных дробей. 4) Расположить в порядке убывания 2,306; 3,07; 3,61; 2,36; 2,036. 5) Поставить вместо * знак < или >: 47,*5>47,45; 3,14<3,1*; 0,08<0,0*. 6) Составить четырехзначное число, меньшее, чем 3,85 и большее, чем 3,84. 7) Сложить или вычесть десятичные дроби: 0,5+1,3; 1,8-0,7; 1,3+0,9; 4,2-0,8; 5+1,26; 3,1-0,05; 4-1,23.
1.Есть ли среди данных чисел равные? Если есть, то укажите их: 3,001; 3,010; 3,100; 3,1. 2.Верно ли, что 12,40=12,4? 3.Замените десятичную дробь равной 3,6000. 4.Между какими соседними натуральными числами заключено число 3,7? Запишите ответ в виде двойного неравенства. Образец. 8<8,04<9. 5. Какие натуральные числа заключены между десятичными дробями 2,75 и 4,05? Образец.11,3<12<13<14<15<16<16,5. 6.Задание с выбором ответа. Какое из утверждений верно? А.2,103=2,13. Б.2,103>2,13. В. 2,103<2,13. 7.Сравните десятичные дроби, поставив вместо (*) один из знаков < или >: 0,219 * 0,246 8. Выполните действия: 17,83+9,085; 2,35-0,98; 0,47*10-3,86 |
Формируемые УУД 1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2. Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве. 3. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков 4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Самопроверка по эталону. Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 7 этапа урока конструктивного и творческого уровней. |
Формируемые УУД 1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. 2. Регулятивные: контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 3. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение. 4. Коммуникативные:-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Учащиеся определяют, какие понятия и правила позволят правильно решить задания самостоятельной работы: 1) Понятие десятичной дроби и названия разрядных единиц десятичной дроби. 2) Чтение и запись десятичных дробей. 3) Правило сравнения десятичных дробей. 4) Правила сложения и вычитания десятичных дробей. |
Формируемые УУД 1. Личностные: самоопределение. 2. Регулятивные: познавательная инициатива, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата 3. Познавательные: структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия 4. Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения. |
5. Реализация построенного проекта. Обобщение затруднений во внешней речи.
Учащиеся проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы, которые они обозначили: 1) Понятие десятичной дроби. 2) Названия разрядных единиц десятичной дроби. 2) Чтение и запись десятичных дробей. 3) Правило сравнения десятичных дробей. 4) Правило сложения и вычитания десятичных дробей. |
Формируемые УУД 1. Личностные: учебно-познавательный интерес 2. Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 3. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей 4. Коммуникативные: разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
6. Самостоятельная работа № 2.
Вариант 1 № 719, 722а, 723а, 724 Вариант 2 № 720, 722б, 723г, 726 |
Формируемые УУД 1. Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция. 2. Познавательные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
7. Включение с систему знаний и повторения.
Задания конструктивного уровня: 1. Расположите в порядке возрастания числа: 7,34; 7,4; 7,3. 2.Найдите какую-нибудь десятичную дробь, заключенную между 2,7 и 2,8. 3.Напишите три десятичные дроби, каждая из которых больше, чем 9,61 , но меньше 9,62. 4.Какое из трех данных чисел наибольшее и какое наименьшее: 2,601; 2,610; 2,061? 5. На зимних Олимпийских играх 1994г в соревнованиях по бегу на коньках на 500м спортсмен из Норвегии пробежал дистанцию за 36,66 с, а спортсмен из США – за 36,68 с. Чей результат лучше? 6. Поставить вместо * знак = или -, чтобы равенство было верным: 5,5*1,9*2,6=1; 7,9*3,4*4,2=7,1; 6,1*13,5*12,4=5.
Задания творческого уровня: 7. Покажите, что при подстановке любой цифры вместо звездочки неравенство 7,019<7,*29 окажется верным. 8. Покажите, что при подстановке любой цифры вместо звездочки неравенство 7,019>7,*29 окажется неверным. 9. Дана десятичная дробь 6,73401152. Вычеркните одну цифру после запятой так, чтобы дробь: а) увеличилась; б) уменьшилась. Для каждого случая укажите все решения. 10. В десятичной дроби среди цифр, стоящих после запятой, есть один нуль. Его вычеркнули. Сравните получившееся число с исходным, если этот нуль стоял: а) в конце десятичной дроби; б) не в конце десятичной дроби. |
Формируемые УУД 1. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания 2. Регулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности 3. Познавательные: анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование) 4. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения |
9.Рефлексия.
Итог урока. Учащиеся оценивают свою деятельность на всех этапах урока, заполняя карточки: С.р.№1. Отметка «__» Теоретическая база. Отметка «__» С.р.№2. Прогнозируемая отметка «__» Итоговая отметка «__» |
1. Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности 2. Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 3. Познавательные: рефлексия способов и условий действия 4. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |
10. Домашнее задание. Задается дифференцировано.
Репродуктивный уровень: учебник: № 725, 728.
Конструктивный уровень:
1) Расположите в порядке убывания числа: 22,86; 23,01; 22,68; 21,99
2) Найдите какую-нибудь десятичную дробь, заключенную между 0,8, и 0,9
3) Какое из трех чисел наибольшее и какое наименьшее: 0,5; 0,6; 0,56?
4) При каких натуральных значениях х будет верным неравенство: 3,54<x<6,001; 5< x<6,001?
5) Разность двух чисел, одно из которых в 11 раз больше другого, равна 18,46. Найдите большее число.
Творческий уровень:
1) № 713
2) Напишите три числа, каждое из которых больше 7,5 и меньше 7,7.
3) Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3м; 1,47м; 1,5м; 1,4м; 1,38м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.