- Информация о материале
- Просмотров: 8250
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
в МБОУ-СОШ № 2
1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительном образовании детей в МБОУ-СОШ № 2 разработано на основании ст. 75 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015), Устава МБОУ-СОШ № 2.
1.2. Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
1.3. Основными задачами дополнительного образования являются:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6,6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга;
- удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
1.4. Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.5. Дополнительное образование детей создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора.
1.6. Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который организует работу объединений дополнительного образования детей и несет ответственность за результаты его деятельности.
1.7. Содержание дополнительного образования детей определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе Школы экспериментальной площадки.
1.8. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. При приеме в спортивные, спортивно-технические, хореографические, туристические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
1.9. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами дополнительного образования детей в школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, клубы по интересам, музей, спортивные секции.
1.10. Штатное расписание дополнительного образования формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования. Деятельность сотрудников дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями.
1.11. Объединения дополнительного образования располагаются в основном здании школы.
2. Содержание образовательного процесса в дополнительном образовании
2.1. Деятельность дополнительного образования детей осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы.
2.2. В рамках дополнительного образования детей в школе реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и направленностей: научно-познавательной, художественно-эстетической, спортивной, экологической, туристко - краеведческой, технической.
2.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.
2.4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, материально-технических условий, санитарно-гигиенических норм, психолого-педагогической целесообразности, что отражается в пояснительной записке к программе.
2.5. Педагоги дополнительного образования могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.
3. Организация образовательного процесса
3.1. Наполняемость детских объединений дополнительного образования составляет:
- интеллектуально-познавательная направленность - до 15 человек;
- художественно-эстетическая направленность – до 15 человек (хор до 30 человек);
- туристско - краеведческая направленность - до 15 человек;
- спортивная направленность - до 15 человек;
- экологическая направленность - до 15 человек;
- техническая направленность – до 10 человек.
Предусматривается индивидуальная работа с детьми, участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 часов в неделю).
Занятия с детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально по месту жительства.
3.2. В соответствии со спецификой образовательной программы занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по подгруппам или индивидуально.
3.3. Продолжительность занятий и их количество определяются в соответствии с направленностью образовательной программой педагога дополнительного образования и педагогической нагрузкой.
3.4. Программы дополнительного образования ориентированы на 1-6 астрономических часов в неделю.
Программы первого года обучения ориентированы на 1 - 2 часа в неделю; второго года обучения — на 2 - 4 часа; третьего и последующего годов — на 4 - 9 часов.
На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детского объединения, а также форма организации учебного процесса.
Рекомендуются следующая продолжительность учебного занятия:
- для младших школьников — от 1 часа до 2 часов;
- для средних и старших школьников — от 1 часа до 3 часов. (В процессе занятий предусматриваются перерывы.)
3.5. В соответствии с программой педагог может использовать разные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и другие.
3.6. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Могут быть использованы следующие формы контроля: тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, концертах, публикации и другие.
3.7. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.
3.8. Зачисление обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы на основании заявления родителей (законных представителей) или личного заявления. Отчисление обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава школы и правил поведения учащихся Школы. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.
3.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). В работе объединения по согласованию с педагогом могут принимать участие родители (законные представители) обучающихся без включения их в списочный состав.
3.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.
3.11. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. В объединения второго и последующего годов обучения могут быть зачислены дети, успешно прошедшие собеседование.
3.12. Учебный год в объединениях дополнительного образования детей начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено программой) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным.
3.13. Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года администрацией школы по представлению педагогов дополнительного образования с учетом определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания проводится только с разрешения администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
4. Документация и отчетность
4.1. Основными документами, регламентирующими работу дополнительного образования, являются:
- Положение о дополнительном образовании МБОУ-СОШ № 2;
- Приказ об организации дополнительного образования;
- Должностная инструкции педагога дополнительного образования;
- Инструкция по охране труда для педагога дополнительного образования;
- Учебный план дополнительного образования МБОУ-СОШ № 2;
Рабочие программы педагогов дополнительного образо