Школа математического олимпийского резерва
МБОУ-СОШ № 2
Цели проекта:
- Развитие творческих способностей учащихся, повышение интеллекта.
- Формирование устойчивого интереса к математике.
- Формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
- Подготовка учащихся к математическим олимпиадам, повышение уровня математической культуры.
Задачи проекта:
- Познакомить учащихся с новыми разделами математики, не содержащимися в базовых программах.
- Включить в программу школы математического олимпийского резерва темы, имеющие научный характер, вызывающие познавательный интерес у учащихся и представляющие ценность с практической точки зрения.
- Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать целям проекта: формирование теоретического и эмпирического мышления учащихся; формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
- Программа проекта является достаточно гибкой: с небольшими изменениями ее можно применять для различных групп учащихся в школе, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.
Методические принципы
№ |
Принципы |
Цель применения данного принципа |
1. |
Принцип регулярности |
Убедить учащихся в необходимости систематического, ежедневного решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице. |
2. |
Принцип параллельности |
Полезно решать математические задачи с физическим содержание и физические задачи математическими и т.п. (межпредметная связь) |
3. |
Принцип вариативности |
На примере решения одной задачи найти вместе с учащимися другие способы решения задач, сравнить их с различных точек зрения – стандартность, оригинальность работы, элегантность, практическую ценность. |
4. |
Принцип самоконтроля |
Убедить учащихся в необходимости выполнять регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; развивать навыки самоконтроля. |
5. |
Принцип быстрого повторения |
Научить учащихся производить "ревизию" решенных задач по плану: а) Простая задача – вижу весь путь решения от начала до конца б) Задача потруднее – вижу, что она состоит из задач, которые я уже решал и помню их. в) Трудные задачи: пока не могу решить, но есть идея, нужно ее проверить. |
Особенности преподавания
Программа школы математического олимпиадного резерва для подготовки учащихся к олимпиадам охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки.
В углубленном изучении математики выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие возрастным возможностям и потребностям. Учащиеся могут начать углубленно заниматься математикой как с 8, так и с 5 - класса.
Первый этап углубленного изучения математики в значительной мере является ориентационным. На этом этапе ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 11 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики.
Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике.
Учебно-воспитательный прогресс строится с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся на основе современных образовательных технологий. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно точно устойчив.
На втором этапе (10-11 класс) возрастает роль теоретических знаний, становятся особо важными такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе уделяется решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы.
В связи с тем, что в классы с углубленным изучение математики приходят с разным уровнем подготовки в процесс обучения на каждом этапе включаем повторение и систематизацию опорных знаний.
Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся, решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов, причем дифференцированный подход к учащимся позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них.
Известные приемы построения уроков обретают здесь новый смысл, могут применяться по-новому, более широко и в качественно иной общей системе. Здесь важны уроки разных типов: уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки в компьютерном классе.
Работа по подготовке учащихся в школу олимпийского резерва начинается заранее. В нашей школе ежегодно работает Летняя математическая школа, а на каникулах учащиеся занимаются в профильных группах, объединяющих занятия по математике и информатике.
Участие учащихся в олимпиадах способствуют развитию и укреплению интереса к математике.
Планирование (8-9 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и углубление занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
I. Функция |
|
Беседа: (развивающая линия) о роли ученых в создании теории функций.
Игра: Построить график движения парусника. Практическое применение темы: "Функция" |
Таблицы графиков функций, пословицы и поговорки о свойствах функции, инструменты, цветной мел. Картина "Парусник в море", часы, географическая карта (маршрут движения парусника), линейка, карандаш, цветной мел |
1ч
1ч
1ч |
II. Уравнения |
1. Линейные уравнения и уравнения сводящиеся к ним (опережающая линия) Линейные уравнения с параметров. 2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним Квадратные уравнения с параметром 3. Занятия в компьютерном классе: "Составление таблиц и построение графиков функций"(Опережающая линия) и графиков уравнений. |
Лекция: (20 минут) Практическая работа: тесты по теме "уравнение". Составление кроссворда по темам "Функция, уравнение". Групповая работа Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и II степени" |
Сборник экзаменационных работ для 9 класса. Литература по теме: "Уравнения". Фильм "Графическое решения уравнений" Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция по технике безопасности при работе с компьютером. |
1ч
2ч
1ч |
|
4. КВН по теме: "Функция. Уравнение" (диагностика умений и знаний) |
Игровая технология (развивающая линия) |
Оформление доски, карточки с заданиями, стихи и кроссворды по теме "Функция, уравнение" |
1ч. |
III. Многоугольники (Вписанные и описанные) |
|
Лекция: (20 минут) Практическая работа. "Построение правильных многоугольников" Подготовка проекта: "Паркеты из правильных многоугольников" (поисковая и исследовательская работа) |
Модели многоугольников, таблица "Площадь треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, правильного многоугольника". Инструменты: линейка, циркуль, транспортир, цветной мел. |
1ч
1ч |
Итоговое занятие |
Научно-практическая конференция: "Защита проектов" |
|
Математические и физические газеты. Игра "Рыбалка", призы. |
2ч |
Планирование (10-11 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и углубление занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
I. Функция |
1. Ознакомление учащихся с программой. Представление тем для исследовательной работы и литературы для работы над проектами. 2. Функция. Область определения. Область значения. Свойства функций. Роль ученых в создании теории (развивающая линия), практическое применение темы "Функция". Решение примеров ЕГЭ. 3. Графики функций. Преобразования графиков функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме "Функция" (опережающая линия: решение нестандартных и олимпиадных заданий по теме "Функция") |
Вводная беседа
Лекция (20 минут) Групповая работа Практическая работа"Построение графиков функций"
Дидактический театр: "В музее математических наук" Зал. "Функция"
|
Журналы "Квант", книги "Примени функцию", "Рассказы о максимумах и минимумах", "Математика в образах" и др.
Таблицы: "Графики функций", инструменты – линейки, циркули, цветной мел.
Таблицы графиков функций. КИМы по математике. Сборники олимпиадных задач. Карточки – инструкции по теме "Функции". Инструменты, цветной мел. |
0,5ч
1,5ч
2ч |
II. Уравнения |
1. Обобщение темы "Уравнения". Нахождение рациональных корней уравнения. Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные методы решения уравнений. Роль ученых в создании теории уравнений (развивающая линия). Решение уравнений. 2. Нестандартные приемы решения уравнений. Олимпиадные задачи (развивающая линия). Уравнения с параметрами. 3. Диагностика умений и знаний по темам "Функция, уравнения". |
Лекция: (20 минут) Практикум по решению уравнений
Работа со справочной литературой, практикум по решению уравнений.
Занятия в компьютерном классе. |
Литература по теме "Уравнения".
Пособия для поступающих в институт. КНМы по математике Тесты олимпиадных заданий по теме "Уравнение". Справочная литература, КНМы. Демонстрационный вариант по математике (ЕГЭ). |
2ч
2ч
2ч |
III. Многоугольники |
1. Виды многогранников, их свойства. Построение сечений. Площадь поверхности. Решение задач из ЕГЭ. |
Сообщения учащихся. Практическая работа. Подготовка проекта "Замечательные теоремы и факты геометрии". |
Модели многоугольников, инструменты, таблица "Площадь боковой поверхности", цветной мел. |
2ч |
Итоговое занятие |
Научно-практическая конференция "Защита проектов" |
Игровая |
Инсценировка (про Архимеда) |
|