Положение о Научном обществе учащихся МБОУ-СОШ № 2 «Поиск»
I. Введение
Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе (НОУ)
Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности МБОУ-СОШ № 2 «Поиск». В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это работа факультативов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. Накоплен опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном ученическом научном обществе (НОУ).
НОУ школы создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Секции НОУ сформированы при всех предметных методических объединениях трех основных направлений школы:
- Физико-математическое направление (теоретическая и прикладная физика, математика, программирование);
- Гуманитарное направление (лингвистика, литература, история, кубановедение);
- Естественнонаучное направление (биология (ботаника, зоология, физиология растений, физиология человека и животных, валеология), география, химия, экология).
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
- Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.
- Непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.
- Межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное значение предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
- Информационном - получение учащимися новых знаний.
- Эмоциональном - через радость творчество, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности.
- Нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
За время существования НОУ через него прошло более 100 человек. В основном в НОУ входят ученики 8-11-х классов. Но возрастные рамки условны, некоторые одаренные и увлеченные научной работой учащиеся активно работают в НОУ уже с 5-го класса.
Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, - процесс длительный и сложный. Мы выделяем на этом пути три этапа:
- Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Данный метод применим на любом учебном материале и в любом школьном возрасте. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы (сценарии, сказки).
- Система дополнительного образования в кружках и факультативах, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.
- Научно-исследовательская деятельность в НОУ.
Деятельность НОУ регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность НОУ осуществляется через заседания членов НОУ, предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями. Учащиеся могут избрать индивидуальную форму работы или объединиться в творческие группы, лаборатории. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы представляются на школьной научно-практической конференции, далее на неделях науки, проводимых вузами города, муниципальных и краевых конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся: «Эврика», «Эврика – Юниор», «Шаг в будущее», «Зеркалов природы», Конкурс проектов малой сельскохозяйственной академии наук учащихся Кубани и других. Призеры и победители городских и краевых конкурсов и НПК принимают участие во Всероссийских конкурсах и конференциях.
II. Положение о научном обществе учащихся МБОУ-СОШ № 2 «Поиск»
1 . Общие положения
1.1. Научное общество учащихся (НОУ) - это добровольное объединение учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки и умения организации и проведения научно-исследовательской работы. Это одна из основных форм учебно-исследовательской деятельности учащихся.
1.2. Заседания секций НОУ проводятся не реже одного раза в учебной четверти.
1.3. Итоги работы НОУ освещаются на научно-практических конференциях учащихся, в школьной газете.
2. Основные задачи
2.1. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности.
2.2. Формирование у учащихся умений ориентироваться в информационном пространстве.
2.3. Приобретение учащимися навыков исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения.
2.4. Формирование у учащихся представлений о ценности научных знаний в современном мире
2.5. Пропаганда среди учащихся достижений различных наук.
3. Функции
3.1 Структурно-организационная — создание и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся школы.
3.2 Распредмечивания — для присвоения культурного опыта человечества необходимо в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность.
3.3 Творческо-преобразующая - раскрытие творческого потенциала учащихся школы и использование его в дальнейшем в образовательном процессе.
4. Права участников
4.1. Членом НОУ может стать каждый учащийся школы, занимающийся или желающий приступить к исследовательской деятельности, принимающий активное участие в заседаниях кружков, факультативов, спецкурсов.
4.2. Прием в НОУ осуществляется на основании устного заявления претендента.
4.3. Члены НОУ имеют право использовать материальную базу школы для проведения своих исследований.
4.4. Члены НОУ имеют право обратиться к руководителю НО учащегося с просьбой о помощи в подборе научного руководителя но теме исследования.
4.5. Добровольно выйти из состава НОУ.
4.6. Лучшие члены НОУ по итогам года награждаются дипломами и грамотами.
5. Ответственность участников
5.1. Каждый член НОУ несет ответственность за систематическое повышение своего общекультурного и учебно-исследовательского уровня.
5.2. Каждый член НОУ несет ответственность за своевременное информирование научного руководителя о состоянии своей исследовательской работы.
6. Организация управления
6.1 Для осуществления координации действий секций в начале учебного года выбирается Совет научного общества учащихся.
6.2 Курирует работу НОУ руководитель НО учащихся школы.
III. Формы организации деятельности НОУ школы
IV. Положение о научно-практической конференции учащихся
1. Общие положения
1.1. Научно-практическая конференция учащихся (НПКУ) - одна из основных форм учебно-исследовательской деятельности учащихся, это собрание учащихся, на котором обсуждаются отдельные (часто практические) вопросы.
1.2. НПКУ является итогом учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).
1.3. НПКУ является заключительным этапом работы НО учащихся школы.
1.4. Участниками ППКУ являются учащиеся, интересующиеся и занимающиеся научно-исследовательской работой, учителя школы, администрация школы, также все желающие.
1.5. НПКУ проводится ежегодно один раз в учебном году.
2. Основные задачи
2.1. Развитие интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся.
2.2. Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках предметов, входящих в базисный учебный план.
2.3. Формирование у учащихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками.
2.4. Создание условий для профессионального самоопределения учащихся школы.
2.5. Развитие коммуникативных умений и способностей учащихся.
3. Функции
3.1. Информационная - расширение информационного поля.
3.2. Коммуникативная - создание условий для обмена мнениями, формирования умений формулировать и отстаивать собственную точку зрения.
3.3. Творческо-преобразующая - раскрытие творческого потенциала учащихся и педагогов школы и использование его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе
4. Права участников
4.1. Каждый участник НПКУ имеет право выступить с сообщением, отражающим собственную точку зрения, которая не обязательно должна совпадать с общепринятой.
4.2. Каждый участник НПКУ имеет право выступить оппонентом по проблемам, рассматриваемым на НПКУ.
4.3. Участники НПКУ имеют право в корректной форме задавать вопросы по заинтересовавшей их проблеме.
5. Ответственность участников
5.1. Каждый выступающий несет ответственность за содержание и качество своего сообщения.
6. Организация управления
6.1. НПКУ готовится под руководством руководителя научного общества школы.
6.2. Сообщения учащихся готовятся под руководством научного руководителя - учителя-предметника.
6.3. Сообщение может быть подготовлено учащимся самостоятельно.
6.4. Заявки на участие в конференции подаются не позднее, чем за 10 дней до ее проведения.
6.5. Руководителем НО школы составляется программа ППКУ, в которой указывается выступающий, тема выступления и научный руководитель.
6.6. Все выступления на ППКУ являются регламентированными. Регламент - 10-15 минут па выступление.
Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся - членов НОУ
- Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования.
- Новизна.
- Объем эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования.
- Освоение методов, приемов и подходов, соответствующих целям исследования.
- Знакомство с литературой по теме исследования.
- Умение анализировать полученные результаты с привлечением литературных данных.
- Правильное оформление работы.
- Содержание выступления
- Умение отвечать на вопросы по теме исследования.
7. Правила оформления научной работы
- Титульный лист:
- Где выполнена работа;
- Название темы;
- Автор;
- Научный руководитель.
- Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы исследования.
- Материалы и методы исследования.
- Результаты исследования.
- Обсуждение полученных результаты исследования.
- Вывод.
- Список источников и литературы.
- Приложение (таблицы, графики, рисунки, фотографии).
8. Примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции
- Тема исследования.
- Цель.
- Характеристика исследуемых явлений.
- Методика проведения исследования.
- В содружестве с кем проводилась работа.
- Использованные приборы, оборудование, материалы.
- Обзор полученных данных.
- Методика их обработки.
- Результаты исследования, представленные в наглядной форме (таблицы, графики, схемы и т.п.).
- Анализ результатов работы.
- Вывод.