Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Положение о Научном обществе учащихся МБОУ-СОШ № 2 «Поиск»

 

I. Введение


Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе (НОУ)


    Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности МБОУ-СОШ № 2 «Поиск». В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это работа факультативов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. Накоплен опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном ученическом научном обществе (НОУ).

НОУ школы создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

 
Секции НОУ сформированы при всех предметных методических объединениях трех основных направлений школы:

  • Физико-математическое направление (теоретическая и прикладная физика, математика, программирование);
  • Гуманитарное направление (лингвистика, литература, история, кубановедение);
  • Естественнонаучное направление (биология (ботаника, зоология, физиология растений, физиология человека и животных, валеология), география, химия, экология).

Организация работы НОУ строится по следующим принципам:

  • Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.
  • Непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.
  • Межпредметное   многопрофильное   обучение,   в   котором    погружение   в проблему предполагает глубокое систематизированное значение предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

  • Информационном - получение учащимися новых знаний.
  • Эмоциональном - через радость творчество, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности.
  • Нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.

    За время существования НОУ через него прошло более 100 человек. В основном в НОУ входят ученики 8-11-х классов. Но возрастные рамки условны, некоторые одаренные и увлеченные научной работой учащиеся активно работают в НОУ уже с 5-го класса.

    Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, - процесс длительный и сложный. Мы выделяем на этом пути три этапа:

  1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Данный метод применим на любом учебном материале и в любом школьном возрасте. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы (сценарии, сказки).
  2. Система дополнительного образования в кружках и факультативах, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.
  3. Научно-исследовательская деятельность в НОУ.

Деятельность НОУ регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность НОУ осуществляется через заседания членов НОУ, предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями. Учащиеся могут избрать индивидуальную форму работы или объединиться в творческие группы, лаборатории. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы представляются на школьной научно-практической конференции, далее на неделях науки, проводимых вузами города, муниципальных и краевых конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся: «Эврика», «Эврика – Юниор», «Шаг в будущее», «Зеркалов природы», Конкурс проектов малой сельскохозяйственной академии наук учащихся Кубани и других. Призеры и победители городских и краевых конкурсов и НПК принимают участие во Всероссийских конкурсах и конференциях.

 

II. Положение о научном обществе учащихся МБОУ-СОШ № 2 «Поиск»

 

 
1 . Общие положения

1.1.      Научное общество учащихся (НОУ) - это добровольное объединение учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные навыки и умения организации и проведения научно-исследовательской работы. Это одна из основных форм учебно-исследовательской деятельности учащихся.

1.2.      Заседания секций НОУ проводятся не реже одного раза в учебной четверти.

1.3.      Итоги работы НОУ освещаются на научно-практических конференциях учащихся, в школьной газете. 

 2.         Основные задачи

2.1.      Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности.

2.2.      Формирование у учащихся умений ориентироваться в информационном пространстве.

2.3.      Приобретение учащимися навыков исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения.

2.4.      Формирование у учащихся представлений о ценности научных знаний в современном мире

2.5.      Пропаганда среди учащихся достижений различных наук. 

 3. Функции

3.1        Структурно-организационная — создание и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся школы.

3.2        Распредмечивания — для присвоения культурного опыта человечества необходимо в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность.

3.3        Творческо-преобразующая - раскрытие творческого потенциала учащихся школы и использование его в дальнейшем в образовательном процессе.

 4.         Права участников

4.1.      Членом НОУ может стать каждый учащийся школы, занимающийся или желающий приступить к исследовательской деятельности, принимающий активное участие в заседаниях кружков, факультативов, спецкурсов.

4.2.      Прием в НОУ осуществляется на основании устного заявления претендента.

4.3.      Члены НОУ имеют право использовать материальную базу школы для проведения своих исследований.

4.4.      Члены НОУ имеют право обратиться к руководителю НО учащегося с просьбой о помощи в подборе научного руководителя но теме исследования.

4.5.      Добровольно выйти из состава НОУ.

4.6.      Лучшие члены НОУ по итогам года награждаются дипломами и грамотами. 

5. Ответственность участников

5.1.      Каждый член НОУ несет ответственность за систематическое повышение своего общекультурного и учебно-исследовательского уровня.

5.2.      Каждый член НОУ  несет ответственность за  своевременное  информирование научного руководителя о состоянии своей исследовательской работы. 


6.   Организация управления

6.1        Для осуществления координации действий секций в начале учебного года выбирается Совет научного общества учащихся.

6.2        Курирует работу НОУ руководитель НО учащихся школы.

 

III. Формы организации деятельности НОУ школы

 

 

IV. Положение о научно-практической конференции учащихся

 1.   Общие положения

1.1.      Научно-практическая конференция учащихся (НПКУ) - одна из основных форм учебно-исследовательской деятельности учащихся, это собрание учащихся, на котором обсуждаются отдельные (часто практические) вопросы.

1.2.      НПКУ является итогом учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).

1.3.      НПКУ является заключительным этапом работы НО учащихся школы.

1.4.      Участниками ППКУ являются учащиеся, интересующиеся и занимающиеся научно-исследовательской работой, учителя школы, администрация школы, также все желающие.

1.5.      НПКУ проводится ежегодно один раз в учебном году.

2.    Основные задачи

2.1.      Развитие интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся.

2.2.      Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках предметов, входящих в базисный учебный план.

2.3.      Формирование у учащихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками.

2.4.      Создание условий для профессионального самоопределения учащихся школы.

2.5.      Развитие коммуникативных умений и способностей учащихся.    

3.   Функции

3.1.      Информационная - расширение информационного поля.

3.2.      Коммуникативная - создание условий для обмена мнениями, формирования умений формулировать и отстаивать собственную точку зрения.

3.3.      Творческо-преобразующая - раскрытие творческого потенциала учащихся и педагогов школы и использование его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе

4.   Права участников

4.1.      Каждый участник НПКУ имеет право выступить с сообщением, отражающим собственную точку зрения, которая не обязательно должна совпадать с общепринятой.

4.2.      Каждый участник НПКУ имеет право выступить оппонентом по проблемам, рассматриваемым на НПКУ.

4.3.      Участники   НПКУ   имеют   право   в   корректной   форме   задавать   вопросы   по заинтересовавшей их проблеме. 


5.    Ответственность участников

5.1.      Каждый  выступающий несет ответственность за содержание и качество своего сообщения. 

 

6.   Организация управления

6.1.     НПКУ готовится под руководством руководителя научного общества школы.

6.2.     Сообщения учащихся готовятся под руководством научного руководителя - учителя-предметника.

6.3.     Сообщение может быть подготовлено учащимся самостоятельно.

6.4.     Заявки на участие в конференции подаются не позднее, чем за 10 дней до ее проведения.

6.5.     Руководителем НО школы составляется программа ППКУ, в которой указывается выступающий, тема выступления и научный руководитель.

6.6.     Все выступления на ППКУ являются регламентированными. Регламент - 10-15 минут па выступление.


Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся - членов НОУ

 

  1. Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования.
  2. Новизна.
  3. Объем   эксперимента.   Оригинальный,   самостоятельно   собранный   материал исследования.
  4. Освоение методов, приемов и подходов, соответствующих целям исследования.
  5. Знакомство с литературой по теме исследования.
  6. Умение анализировать полученные результаты с привлечением литературных данных.
  7. Правильное оформление работы.
  8. Содержание выступления
  9. Умение отвечать на вопросы по теме исследования.

 

7. Правила оформления научной работы

  1. Титульный лист:
    • Где выполнена работа;
    • Название темы;
    • Автор;
    • Научный руководитель.
  2. Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы исследования.
  3. Материалы и методы исследования.
  4. Результаты исследования.
  5. Обсуждение полученных результаты исследования.
  6. Вывод.
  7. Список источников и литературы.
  8. Приложение (таблицы, графики, рисунки, фотографии).


8. Примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции

  1. Тема исследования.
  2. Цель.
  3. Характеристика исследуемых явлений.
  4. Методика проведения исследования.
  5. В содружестве с кем проводилась работа.
  6. Использованные приборы, оборудование, материалы.
  7. Обзор полученных данных.
  8. Методика их обработки.
  9. Результаты исследования, представленные в наглядной форме (таблицы, графики, схемы и т.п.).
  10. Анализ результатов работы.
  11. Вывод.