- Информация о материале
- Просмотров: 3466
Подпрограмма программы развития школы «Работа с одаренными учащимися в условиях ФГОС»
Разработчик:
учитель математики и информатики Худенко Татьяна Станиславовна
Аннотация
В проекте «Работа с одаренными учащимися в условиях ФГОС» систематизируются различные формы работы с одаренными детьми, дается обоснование выбора подхода к определению одаренности, строится система работы школы с одаренными детьми от этапа диагностики и планирования до организации деятельности: создание научного общества учащихся, организация школы олимпийского резерва в каникулярное время.
Оптимально показаны сочетания на практике традиционные и новые формы работы с одаренными детьми. Раскрываются особенности использования исследовательские и проектные технологии обучения для работы с одаренными детьми. Показано как через формирование универсальных учебных и исследовательских действий, освоение продуктивно-ориентированной деятельности, освоение рациональных моделей поведения и навыков сотрудничества обучающиеся осваивают целеполагание, планирование, навыки работы с неструктурированной информацией и различными видами ее анализа, составляют отчеты по проведению исследования в рамках проекта, у них формируется конструктивное отношение к работе.
Обоснован алгоритм функционирования и жизнеобеспечения школьной модели работы с одаренными детьми в условиях ФГОС:
- Планирование и организация модели работы с одаренными детьми.
- Прогнозирование условий ее жизнедеятельности.
- Создание инфраструктуры для ее успешного функционирования
- Вовлечение сотрудников школы и социальных партнеров в реализацию жизнедеятельности модели.
- Руководство стратегическими командами, творческими группами.
- Проектирование процесса и механизмов реализации модели.
- Мониторинг.
- Коррекция, переход к новому циклу развития модели.
Созданию данной разработки предшествовало прохождение курсов по темам: «Особенности преподавания математики на факультативных занятиях и в кружках» и «Организационные и методические аспекты работы с одаренными школьниками по математике» на базе ККИДППО.
Материалы разработки были представлены на школьном, муниципальном и региональном уровне:
- на четвертом Всероссийском Слете учителей – Сочи – 2013: распространение педагогического опыта по теме: «Формирование предметных и надпредметных компетенций одаренных учащихся в школе посредством организации исследовательской и проектной деятельности»;
- на зональных практических семинарах «Методика работы учителя с одаренными школьниками по математике и физике», проводимых ККИДППО сообщениями из опыта работы по темам: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения» и «Школьная модель организации работы с одаренными детьми» в 2013 году.
Введение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 города Армавира – это учебное заведение со сложившимися традициями, творческим педагогическим коллективом, высокими достижениями учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
С 2013 года школа реализует ФГОС ООО. Происходит обновление содержания образования, применяются новые технологии воспитания и обучения, коренным образом изменилась научно-методическая система работы школы.
На протяжении многих лет учащиеся школы показывают стабильно положительные результаты обучения. Обеспечивается непрерывность образования и преемственность обучения. Качество обучения учащихся стабильно и составляет в среднем 40%.
Цель образовательной деятельности школы – создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих ресурсов каждого ученика и их реализации независимо от стартовых возможностей.
Работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися в школе уделяется особое внимание. Выявление одаренных учеников начинается уже в школе 1 ступени, в рамках уроков и внеурочной работы школьникам предлагаются задания, которые имеют творческий характер, рассчитаны на нестандартный подход, направлены на выявление уровня кругозора, склонностей к тому или иному предметному направлению. В рамках внутришкольных семинаров по преемственности между начальной школой и средним звеном информация о таких учащихся доводится до сведения педагогов основной школы. С 1 класса классные руководители собирают портфолио на каждого учащегося и передают его при переходе в 5 класс. В средней и старшей школе эта работа продолжается.
С целью выявления одаренных и высокомотивированных детей психологическая служба школы проводит свою диагностику. Мониторинг ведется на протяжении всего периода обучения.
Для классных руководителей разработаны и успешно апробированы Педагогические карты развития школьников, в которых отражаются все качественные изменения в учебных и личностных достижениях обучающихся. Карты позволяют своевременно выявить учеников, имеющих нестандартный тип мышления, наклонности к определенной области знаний, творческие или физические природные задатки. В тесном контакте с родителями и медико-социально-психологической службой школы составляются рекомендации по дальнейшей работе с учащимися.
Больше 10 лет в школе успешно работает централизованная система вовлечения школьников в олимпиадное и конкурсное движение. До начала учебного года составляется график проведения олимпиад и конкурсов по полугодиям. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятие и регистрируются у школьного организатора (в начальной школе и в основной). Школьный организатор составляет коллективные заявки от школы, своевременно организует оплату оргвзносов и отправку заявок, распечатывает задания, организует проведение олимпиады (конкурса) в школе, а также проверку, оцифровку и отправку ответов. Результаты олимпиад и конкурсов вносятся в банк олимпиадного движения школы. График проведения мероприятий, банк данных по олимпиадному движению регулярно обновляются на доске объявлений и на школьном сайте.
В настоящее время для учеников 1-11 классов существует целый ряд дистанционных и очных проектов различных уровней, в которых обучающиеся могут реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
На школьном и муниципальном уровне (очное участие):
- олимпиады и творческие конкурсы в рамках школьных предметных недель;
- межшкольные мероприятия: викторины, предметные КВН-ы, конкурсы-игры и т.п., которые организуются при содействии учреждений высшего профессионального образования, молодежных организаций и учреждений дополнительного образования детей.
На муниципальном (зональном) уровне (очное участие):
- Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников;
- Интеллектуальный марафон;
- НПК «Эврика»;
- Творческие конкурсы.
На региональном уровне (очно-заочное участие):
- Региональный этап ВОШ;
- Малая академия наук учащихся Кубани;
- «Шаг в будущее» и т.д.
На всероссийском уровне (дистанционно):
- Всероссийские предметные олимпиады.
- Молодежные предметные чемпионаты.
- Всероссийские предметные олимпиады для учащихся начальной школы и викторина «Эрудит».
- Конкурсы-игры Центра образовательных инициатив «Снейл»: «Слон», «Орленок», «Муравей», «Английский лев», «Ёж».
- Всероссийские предметные олимпиады и конкурсы для всей семьи ЦДО «Снейл».
- Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов». http://www.mir-konkursov.ru/ Проект «Уникум» http://www.unikru.ru.
На международном уровне:
- Международные игровые конкурсы «Золотое руно», «Британский бульдог», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП».
Только в одном 2011-2012 учебном году обучающиеся 1-11 классов приняли участие в 27 всероссийских и 6 международных интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах (не считая творческих конкурсов и спортивных мероприятий).
За последние три года число участников олимпиадного движения значительно возросло. Причина тому – расширение возрастных рамок и географии конкурсов, а также целенаправленная системная работа с одаренными и высокомотивированными детьми на основе индивидуализации процесса обучения и реализации принципа преемственности в подготовке к олимпиадам.
Школа активно сотрудничает с вузами города и края и Центрами по работе с одаренными детьми.
- КубГАУ
- КубГУ
- АГПА
- СКИБИИТ
- АКУСИТ
- КубГУ армавирский филиал
- АЛСИ
- АСПИ
- ЦДОДД г. Краснодар
- Центр дополнительного образования "Снейл" г.Омска
- Центр современных технологий г. Самары
Ежегодно наблюдается рост и количества участников конкурсов и олимпиад различных уровней и количество победителей и призеров на всех уровнях от муниципального до всероссийского.
В школе работают высококвалифицированные педагоги, осуществляющие обучение одаренных и высокомотивированных школьников по индивидуальным образовательным маршрутам, программам дополнительного образования детей.
В школе работает 15 объединений дополнительного образования детей разной направленности.
Несмотря на положительный опыт работы школы с одаренными детьми, существует ряд проблем:
- Учащиеся школы принимают участие в основном в дистанционных проектах из-за финансовых затруднений (участие в очном этапе всероссийских конкурсов наших учащихся обходится им и сопровождающему учителю в 20-40 тысяч рублей с человека за мероприятие, поэтому многие отказываются).
- Во всероссийской олимпиаде школьников результативное участие пока только на муниципальном и региональном уровне. Для достижения результатов хотя бы в краевом этапе олимпиады не хватает опыта участия в мероприятиях такого уровня.
- Педагоги школы не имеют опыта работы по подготовке учащихся к финальным этапам олимпиад и конкурсов.
Решению данных проблем поможет создание в школе научного общества учащихся «Поиск», а также организация школ олимпийского резерва в каникулярное время.
С полной версией программы можно познакомиться в Методическом совете МБОУ-СОШ № 2.