Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Подпрограмма программы развития школы «Работа с одаренными учащимися в условиях ФГОС»

 

Разработчик:

учитель математики и информатики Худенко Татьяна Станиславовна

 

Аннотация

 

В проекте «Работа с одаренными учащимися в условиях ФГОС» систематизируются различные формы работы с одаренными детьми, дается обоснование выбора подхода к определению одаренности, строится система работы школы с одаренными детьми от этапа диагностики и планирования до организации деятельности: создание научного общества учащихся, организация школы олимпийского резерва в каникулярное время.

Оптимально показаны сочетания на практике традиционные и новые формы работы с одаренными детьми. Раскрываются особенности использования исследовательские и проектные технологии обучения для работы с одаренными детьми. Показано как через формирование универсальных учебных и исследовательских действий, освоение продуктивно-ориентированной деятельности, освоение рациональных моделей поведения и навыков сотрудничества обучающиеся осваивают целеполагание, планирование, навыки работы с неструктурированной информацией и различными видами ее анализа, составляют отчеты по проведению исследования в рамках проекта, у них формируется конструктивное отношение к работе.

Обоснован алгоритм функционирования и жизнеобеспечения школьной модели работы с одаренными детьми в условиях ФГОС:

  1. Планирование и организация модели работы с одаренными детьми.
  2. Прогнозирование условий ее жизнедеятельности.
  3. Создание инфраструктуры для ее успешного функционирования
  4. Вовлечение сотрудников школы и социальных партнеров в реализацию жизнедеятельности модели.
  5. Руководство стратегическими командами, творческими группами.
  6. Проектирование процесса и механизмов реализации модели.
  7. Мониторинг.
  8. Коррекция, переход к новому циклу развития модели.

Созданию данной разработки предшествовало прохождение курсов по темам: «Особенности преподавания математики на факультативных занятиях и в кружках» и «Организационные и методические аспекты работы с одаренными школьниками по математике» на базе ККИДППО.

Материалы разработки были представлены на школьном, муниципальном и региональном уровне:

-       на четвертом Всероссийском Слете учителей – Сочи – 2013: распространение педагогического опыта по теме: «Формирование предметных и надпредметных компетенций одаренных учащихся в школе посредством организации исследовательской и проектной деятельности»;

-       на зональных практических семинарах «Методика работы учителя с одаренными школьниками по математике и физике», проводимых ККИДППО сообщениями из опыта работы по темам: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения» и «Школьная модель организации работы с одаренными детьми» в 2013 году.

 

Введение

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 города Армавира – это учебное заведение со сложившимися традициями, творческим педагогическим коллективом, высокими достижениями учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

С 2013 года школа реализует ФГОС ООО. Происходит обновление содержания образования, применяются новые технологии воспитания и обучения, коренным образом изменилась научно-методическая система работы школы.

На протяжении многих лет учащиеся школы показывают стабильно положительные результаты обучения. Обеспечивается непрерывность образования и преемственность обучения. Качество обучения учащихся стабильно и составляет в среднем 40%.

Цель образовательной деятельности школы – создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих ресурсов каждого ученика и их реализации независимо от стартовых возможностей.

Работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися в школе уделяется особое внимание. Выявление одаренных учеников начинается уже в школе 1 ступени, в рамках уроков и внеурочной работы школьникам предлагаются задания, которые имеют творческий характер, рассчитаны на нестандартный подход, направлены на выявление уровня кругозора, склонностей к тому или иному предметному направлению. В рамках внутришкольных семинаров по преемственности между начальной школой и средним звеном информация о таких учащихся доводится до сведения педагогов основной школы. С 1 класса классные руководители собирают портфолио на каждого учащегося и передают его при переходе в 5 класс. В средней и старшей школе эта работа продолжается.

С целью выявления одаренных и высокомотивированных детей психологическая служба школы проводит свою диагностику. Мониторинг ведется на протяжении всего периода обучения.

Для классных руководителей разработаны и успешно апробированы Педагогические карты развития школьников, в которых отражаются все качественные изменения в учебных и личностных достижениях обучающихся. Карты позволяют своевременно выявить учеников, имеющих нестандартный тип мышления, наклонности к определенной области знаний, творческие или физические природные задатки. В тесном контакте с родителями и медико-социально-психологической службой школы составляются рекомендации по дальнейшей работе с учащимися.

Больше 10 лет в школе успешно работает централизованная система вовлечения школьников в олимпиадное и конкурсное движение. До начала учебного года составляется график проведения олимпиад и конкурсов по полугодиям. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятие и регистрируются у школьного организатора (в начальной школе и в основной). Школьный организатор составляет коллективные заявки от школы, своевременно организует оплату оргвзносов и отправку заявок, распечатывает задания, организует проведение олимпиады (конкурса) в школе, а также проверку, оцифровку и отправку ответов. Результаты олимпиад и конкурсов вносятся в банк олимпиадного движения школы. График проведения мероприятий, банк данных по олимпиадному движению регулярно обновляются на доске объявлений и на школьном сайте.

В настоящее время для учеников 1-11 классов существует целый ряд дистанционных и очных проектов различных уровней, в которых обучающиеся могут реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

На школьном и муниципальном уровне (очное участие):

  • олимпиады и творческие конкурсы в рамках школьных предметных недель;
  • межшкольные мероприятия: викторины, предметные КВН-ы, конкурсы-игры и т.п., которые организуются при содействии учреждений высшего профессионального образования, молодежных организаций и учреждений дополнительного образования детей.

На муниципальном (зональном) уровне (очное участие):

  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников;
  • Интеллектуальный марафон;
  • НПК «Эврика»;
  • Творческие конкурсы.

На региональном уровне (очно-заочное участие):

  • Региональный этап ВОШ;
  • Малая академия наук учащихся Кубани;
  •  «Шаг в будущее» и т.д.

На всероссийском уровне (дистанционно):

  • Всероссийские предметные олимпиады.
  • Молодежные предметные чемпионаты.
  • Всероссийские предметные олимпиады для учащихся начальной школы и викторина «Эрудит».
  • Конкурсы-игры Центра образовательных инициатив «Снейл»: «Слон», «Орленок», «Муравей», «Английский лев», «Ёж».
  • Всероссийские предметные олимпиады и конкурсы для всей семьи ЦДО «Снейл».
  • Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов». http://www.mir-konkursov.ru/ Проект «Уникум» http://www.unikru.ru.

На международном уровне:

  • Международные игровые конкурсы «Золотое руно», «Британский бульдог», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП».

Только в одном 2011-2012 учебном году обучающиеся 1-11 классов приняли участие в 27 всероссийских и 6 международных интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах (не считая творческих конкурсов и спортивных мероприятий).

За последние три года число участников олимпиадного движения значительно возросло. Причина тому – расширение возрастных рамок и географии конкурсов, а также целенаправленная системная работа с одаренными и высокомотивированными детьми на основе индивидуализации процесса обучения и реализации принципа преемственности в подготовке к олимпиадам.

Школа активно сотрудничает с вузами города и края и Центрами по работе с одаренными детьми.

- КубГАУ

- КубГУ

- АГПА

- СКИБИИТ

- АКУСИТ

- КубГУ армавирский филиал

- АЛСИ

- АСПИ

- ЦДОДД г. Краснодар

- Центр дополнительного образования "Снейл" г.Омска

- Центр современных технологий г. Самары

Ежегодно наблюдается рост и количества участников конкурсов и олимпиад различных уровней и количество победителей и призеров на всех уровнях от муниципального до всероссийского.

В школе работают высококвалифицированные педагоги, осуществляющие обучение одаренных и высокомотивированных школьников по индивидуальным образовательным маршрутам, программам дополнительного образования детей.

В школе работает 15 объединений дополнительного образования детей разной направленности.

Несмотря на положительный опыт работы школы с одаренными детьми, существует ряд проблем:

  1. Учащиеся школы принимают участие в основном в дистанционных проектах из-за финансовых затруднений (участие в очном этапе всероссийских конкурсов наших учащихся обходится им и сопровождающему учителю в 20-40 тысяч рублей с человека за мероприятие, поэтому многие отказываются).
  2. Во всероссийской олимпиаде школьников результативное участие пока только на муниципальном и региональном уровне. Для достижения результатов хотя бы в краевом этапе олимпиады не хватает опыта участия в мероприятиях такого уровня.
  3. Педагоги школы не имеют опыта работы по подготовке учащихся к финальным этапам олимпиад и конкурсов.

Решению данных проблем поможет создание в школе научного общества учащихся «Поиск», а также организация школ олимпийского резерва в каникулярное время.

 

С полной версией программы можно познакомиться в Методическом совете МБОУ-СОШ № 2.