Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Программа поддержки и развития

чтения среди школьников

«Читаем вместе»

 

 

Авторский коллектив:

проблемно-творческая группа учителей по разработке и реализации комплексной программы «Развитие интереса к чтению среди школьников» в составе:

учителя начальных классов, библиотекаря школы Рулевой О.С.,

учителей русского языка и литературы Калашниковой З.А., Мережко И.В., Михалевой Н.А., Постновой Е.В.

(приказ по основной деятельности школы от 01.09.2014 года № 01 – 16/631 «Об организации работы Методической службы школы в 2014 – 2015 учебном году»)

 

 Положение (школьный локальный акт) о программе комплексного характера: «Программа поддержки и развития чтения среди школьников «Читаем вместе» - реализация  решения, принятого педагогическим коллективом школы (протокол заседания педагогического совета школы от 29.08.2014 года № 1).

В целях реализации цели развития нашего образовательного учреждения, а также исполнения рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края, территориальной методической службы о создании комплексных программ общеобразовательного учреждения по проблеме повышения интереса к чтению у учащихся было решено сформировать проблемно-творческую группу учителей по разработке и реализации комплексной программы «Развитие интереса к чтению у учащихся» в составе:  учителя начальных классов, библиотекаря школы Рулевой О.С., учителей русского языка и литературы Калашниковой З.А., Мережко И.В., Михалевой Н.А., Постновой Е.В. (приказ по основной деятельности от 01.09.2014 года № 01 – 16/631 «Об организации работы Методической службы школы в 2014 – 2015 учебном году»).

Проблемно-творческая группа учителей призвана обобщить опыт работы школы в данном направлении, консолидировать усилия всех участников образовательной деятельности, создать комплексную программу поддержки и развития чтения среди школьников, представить ее на утверждение педагогическим советом школы в ноябре 2014 – 2015 учебного года, разработать перспективный план реализации программы и руководить ее реализацией, начиная со II четверти текущего учебного года.

 

  

Аннотация

программы поддержки и развития интереса к чтению у школьников «Читаем вместе»

 

Цель программы: повышение культурной и читательской компетентности учащихся как средство формирования  у учащихся общекультурных ценностей.

 

Задачи программы:

-         содействовать формированию в школе (в семье) благоприятной для пропаганды ценности чтения среды и условий доступности детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;

-         пропагандировать лучшие произведения мировой и отечественной литературы (в том числе произведений, входящих в т.н. «Перечень 100 книг», «Перечень 30 книг») в среде школьников и их родителей (членов семьи);

-         формировать во мнении учащихся и их родителей представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

-         создавать положительные и привлекательные образы читающего человека, книги, литературы, библиотек;

-         вовлекать в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей и взрослых.

 

 

Направления работы:

-         читательское развитие школьников;

-         формирование информационной грамотности как основы читательского развития;

-         привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми, в совместное чтение книг;

-         расширение «зоны читательского общения» все участников образовательного процесса.

 

Формы и методы работы:

-         занятия по развитию декламационного, творческого, вдумчивого чтения;

-         урочная и внеурочная деятельности по литературе;

-         библиотечные уроки и выставки;

-         чтение в кругу друзей;

-         творческие проекты учащихся и презентации;

-         читательское Портфолио;

-         родительские собрания и лектории по проблемам чтения;

-         участие в городских и региональных профильных и тематических конкурсах.

 

Возрастные особенности (ступени реализации Программы):

1 – 4 класс

5 – 8 класс

9 – 11 класс

 

 

-     профильная социализация

 

 

-     ЕГЭ по литературе

 

 

-     элективные курсы

 

-         факультативы

-     профильный уровень филологических предметов

 

-       клубы по интересам

-     курсы по выбору

-         урочная деятельность

-       урочная деятельность

-     урочная деятельность

-         внеурочная деятельность

-       внеурочная деятельность

-     внеурочная деятельность

-         работа с родителями

-       работа с родителями

-     работа с родителями

-         олимпиадное движение и конкурсы

-       олимпиадное движение и конкурсы

-     олимпиадное движение и конкурсы

  

Ожидаемые результаты:

-       популяризации чтения;

-       повышение культурной компетентности;

-       повышение читательской компетентности;

-       изменение отношения к чтению;

-       рост читательской активности;

-       развитие мотивации к чтению;

-       ретрансляция интереса к чтению самими учащимися в среде сверстников.

 

 

Составляющие понятия «Общая культура человека»

 

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина)

 

Информационная грамотность – умение формулировать информационные потребности. Запрашивать, искать. Отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена.

 

Компьютерная грамотность – знания, умения, навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина)

 

Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющий собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, системность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина)

 

Составляющие понятия «Читательского развития»

 

Чтение как явление письменной культуры существует в постоянно меняющемся мире. Поэтому не важно, на каком носителе зафиксирован текст (глиняной таблице, пергаменте, папирусе, на бумаге, на экране монитор и др.), мы всё равно читаем, и в процессе чтения работает наша психика на основе получаемой информации.

Читательское развитие – это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах: читательское сознание, читательская деятельность, читательское общение.

 Читательское сознание познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я».

Читательская деятельность – психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентированном, познавательно-коммуникативном и эмоционально-эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира, описанного в печатном или рукописном тексте.

Читательское общение – это процесс возникновения, установления, развития контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, креативные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту.

 

 

Приоритетные направления деятельности программы поддержки и развития чтения в школе

  

Направление 1. Читательское развитие школьников

 

Это направление представляет собой систему взаимосвязанных проектов, направленных на развитие читательской компетентности и читательской активности и реализуемой в начальной школе, 5 – 6 классах основной школы.

 

Виды работы. Школьная неделя чтения. Школьная неделя детской книги.

 

Цели и задачи:

 

-       формирование у младших школьников потребности в чтении;

-       выявление читательских интересов современных детей и подростков;

-       продвижение лучших образцов отечественной (мировой) литературы и лучших образцов региональной литературы в широкие слои читателей;

-       помощь в выборе литературы для свободного чтения;

-       приобщение к чтению через использование современных информационных технологий.

 

Виды работы. Программа летних чтений «Сто любимых книг»

 

Цель программы — чтение произведений – юбиляров, входящих в круг чтения начальной школы, 5 – 6 классов и реализуемый в лагере с дневным пребыванием при школе в форме летнего читального зала, а также в летние каникулы при участии и помощи родителей.

 

 Направление 2. Формирование информационной грамотности как основы читательского развития.

 

Цель программы: формирование информационно грамотной личности, осознающей свои информационные потребности, умеющей оценить, организовать и использовать информацию из различных источников в ходе своей учебной, научно-исследовательской и иных видах деятельности через уроки информационной грамотности.

 

Виды работы:  презентации и библиотечные уроки, практикумы «Информационно-поисковые системы библиотеки»,   «Информационно-справочные издания», «Презентация результатов учебной деятельности», «Оформление титульного листа, оглавления и списка литературы».

 

 

Направление 3. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг.

 

На первом этапе необходима диагностика и определения основ читательского развития. Именно эти вопросы могут стать содержание  родительских собраний, посвящённых проблемам детского чтения. Для отслеживания качества чтения родителям можно  предложить Портфолио читательского развития «Я – Читаю». В основу Портфолио легли анкеты, тесты, опросники. Это тесты и анкеты, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка, так как детское чтение напрямую связано с чтением родителей. Также в раздел «Родительская страничка» введены таблицы для определения читательских предпочтений родителей в определении дальнейшего чтения их детей.

 

Раздел «Я – читатель» определяет читательские предпочтения самого ребёнка и его успехи в области читательского развития. Для этого разработаны и используются анкеты, «Какой я читатель?», «Бывало ли такое с тобой», мониторинг информационной грамотности и таблицы «100 книг, прочитанных вместе с родителями», «100 книг, прочитанных самостоятельно». Для того чтобы ребёнок научился читать активно, контролировать себя и качество своего чтения, в Портфолио есть раздел «Закладки-подсказки», «Я – критик», «Я –  иллюстратор». Портфолио — это совместный труд ученика, учителя и родителя. Заключительным этапом должно стать публичное представление накопленного ребенком читательского опыта – есть множество форм для презентаций детской работы.

 

 

Направление 4. Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса

Участие в школьных, городских и мероприятиях более высокого уровня невозможны без знаний, умений и навыков использования читательской и информационной грамотности.

Продвижение чтения и формирование читательской культуры

среди учащихся 7 – 8, 9 – 11-х классов. Направления и формы работы

 

 Направление 1. Пропаганда чтения. Формы работы:

-       круглый стол «Чтение сегодня и всегда»  

-       диспут  «Книга в эпоху Интернета»

-       цикл бесед, библиотечных уроков «Читать модно»

-       конкурс «Читатель года»  

-       бенефис читателя «Виват, читатель».

 

Направление 2. Стимулирование интереса к литературному творчеству. Формы работы:

-       конкурс сочинений «Мой любимый герой»

-       литературный вернисаж (литературное творчество наших читателей) «Проба пера»

-       выставка художественных работ  читателей «Иллюстрируем классику»

-       социологическое исследование «Портрет современного читателя»

-       публикации на сайте школы  в СМИ «О жизни, читателях и книгах».

 

Направление 3. Повышение читательской культуры за счет пропаганды высокохудожественной литературы. Формы работы:

-       библиотечная выставка-просмотр литературы «Нобелевская плеяда»

-       обзор литературы «Лауреаты литературных премий» 

-       цикл радиопередач  (радиосеть школы) «Шедевры на все времена»

-       серия библиографических пособий «Круг чтения великих писателей»

-       цикл книжных выставок «Художественная литература сегодня»  

-       презентация самой читаемой  учащимися школы (вообще социумом) книги «Книга года».

 

 Прогнозируемые результаты реализации программы, риски и трудности

 

Комплексную программу поддержки и развития чтения в школе  можно  реализовать в полном объеме, если:

-       работа по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературного и внеклассного чтения на основе деятельностного подхода будет целенаправленной и систематической;

-       учителя будут организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей, с использованием различных форм и методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий;

-       у руководителей детского чтения (учителей, классных руководителей, воспитателей, библиотекарей) в педагогическом инструментарии будут умения и навыки организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с учетом их возрастных и читательских интересов;

-       педагог-психолог и классные руководители будут осуществлять целенаправленную психолого-педагогическую работу для решения проблемы совместной деятельности в условиях семьи по активизации читательского потенциала детей.

 

 Некоторые формы мониторинга читательского развития по программе

 Мониторинг читательского развития – это механизм контроля и слежения за активностью чтения младших школьников зависимости от качества деятельности по продвижению чтения, позволяющий выявить тенденции в развитии и последствия принятия решений, направленных на совершенствование дальнейшей деятельности.

 

Технология мониторинга включает 3 этапа: диагностика; проектирование и реализация; контроль и оценка.

 

Диагностический этап определяет показатели читательского развития на начальный период мониторинга. Например, определяется уровень начитанности и техники  чтения, уровень заинтересованности в книге и чтении, а также к книгам определённого направления, для этого заполняется анкета  «Книга в моей жизни» и таблицы «Уровень начитанности» и «Техника чтения». Портфолио читательского развития «Я – читаю» включает в себя анкеты, тесты, опросники, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка.