- Информация о материале
- Просмотров: 5620
Программа поддержки и развития
чтения среди школьников
«Читаем вместе»
Авторский коллектив:
проблемно-творческая группа учителей по разработке и реализации комплексной программы «Развитие интереса к чтению среди школьников» в составе:
учителя начальных классов, библиотекаря школы Рулевой О.С.,
учителей русского языка и литературы Калашниковой З.А., Мережко И.В., Михалевой Н.А., Постновой Е.В.
(приказ по основной деятельности школы от 01.09.2014 года № 01 – 16/631 «Об организации работы Методической службы школы в 2014 – 2015 учебном году»)
Положение (школьный локальный акт) о программе комплексного характера: «Программа поддержки и развития чтения среди школьников «Читаем вместе» - реализация решения, принятого педагогическим коллективом школы (протокол заседания педагогического совета школы от 29.08.2014 года № 1).
В целях реализации цели развития нашего образовательного учреждения, а также исполнения рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края, территориальной методической службы о создании комплексных программ общеобразовательного учреждения по проблеме повышения интереса к чтению у учащихся было решено сформировать проблемно-творческую группу учителей по разработке и реализации комплексной программы «Развитие интереса к чтению у учащихся» в составе: учителя начальных классов, библиотекаря школы Рулевой О.С., учителей русского языка и литературы Калашниковой З.А., Мережко И.В., Михалевой Н.А., Постновой Е.В. (приказ по основной деятельности от 01.09.2014 года № 01 – 16/631 «Об организации работы Методической службы школы в 2014 – 2015 учебном году»).
Проблемно-творческая группа учителей призвана обобщить опыт работы школы в данном направлении, консолидировать усилия всех участников образовательной деятельности, создать комплексную программу поддержки и развития чтения среди школьников, представить ее на утверждение педагогическим советом школы в ноябре 2014 – 2015 учебного года, разработать перспективный план реализации программы и руководить ее реализацией, начиная со II четверти текущего учебного года.
Аннотация
программы поддержки и развития интереса к чтению у школьников «Читаем вместе»
Цель программы: повышение культурной и читательской компетентности учащихся как средство формирования у учащихся общекультурных ценностей.
Задачи программы:
- содействовать формированию в школе (в семье) благоприятной для пропаганды ценности чтения среды и условий доступности детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
- пропагандировать лучшие произведения мировой и отечественной литературы (в том числе произведений, входящих в т.н. «Перечень 100 книг», «Перечень 30 книг») в среде школьников и их родителей (членов семьи);
- формировать во мнении учащихся и их родителей представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
- создавать положительные и привлекательные образы читающего человека, книги, литературы, библиотек;
- вовлекать в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей и взрослых.
Направления работы:
- читательское развитие школьников;
- формирование информационной грамотности как основы читательского развития;
- привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми, в совместное чтение книг;
- расширение «зоны читательского общения» все участников образовательного процесса.
Формы и методы работы:
- занятия по развитию декламационного, творческого, вдумчивого чтения;
- урочная и внеурочная деятельности по литературе;
- библиотечные уроки и выставки;
- чтение в кругу друзей;
- творческие проекты учащихся и презентации;
- читательское Портфолио;
- родительские собрания и лектории по проблемам чтения;
- участие в городских и региональных профильных и тематических конкурсах.
Возрастные особенности (ступени реализации Программы):
1 – 4 класс |
5 – 8 класс |
9 – 11 класс |
|
|
- профильная социализация |
|
|
- ЕГЭ по литературе |
|
|
- элективные курсы |
|
- факультативы |
- профильный уровень филологических предметов |
|
- клубы по интересам |
- курсы по выбору |
- урочная деятельность |
- урочная деятельность |
- урочная деятельность |
- внеурочная деятельность |
- внеурочная деятельность |
- внеурочная деятельность |
- работа с родителями |
- работа с родителями |
- работа с родителями |
- олимпиадное движение и конкурсы |
- олимпиадное движение и конкурсы |
- олимпиадное движение и конкурсы |
Ожидаемые результаты:
- популяризации чтения;
- повышение культурной компетентности;
- повышение читательской компетентности;
- изменение отношения к чтению;
- рост читательской активности;
- развитие мотивации к чтению;
- ретрансляция интереса к чтению самими учащимися в среде сверстников.
Составляющие понятия «Общая культура человека»
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина)
Информационная грамотность – умение формулировать информационные потребности. Запрашивать, искать. Отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена.
Компьютерная грамотность – знания, умения, навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина)
Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющий собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, системность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина)
Составляющие понятия «Читательского развития»
Чтение как явление письменной культуры существует в постоянно меняющемся мире. Поэтому не важно, на каком носителе зафиксирован текст (глиняной таблице, пергаменте, папирусе, на бумаге, на экране монитор и др.), мы всё равно читаем, и в процессе чтения работает наша психика на основе получаемой информации.
Читательское развитие – это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах: читательское сознание, читательская деятельность, читательское общение.
Читательское сознание познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я».
Читательская деятельность – психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентированном, познавательно-коммуникативном и эмоционально-эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира, описанного в печатном или рукописном тексте.
Читательское общение – это процесс возникновения, установления, развития контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, креативные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту.
Приоритетные направления деятельности программы поддержки и развития чтения в школе
Направление 1. Читательское развитие школьников
Это направление представляет собой систему взаимосвязанных проектов, направленных на развитие читательской компетентности и читательской активности и реализуемой в начальной школе, 5 – 6 классах основной школы.
Виды работы. Школьная неделя чтения. Школьная неделя детской книги.
Цели и задачи:
- формирование у младших школьников потребности в чтении;
- выявление читательских интересов современных детей и подростков;
- продвижение лучших образцов отечественной (мировой) литературы и лучших образцов региональной литературы в широкие слои читателей;
- помощь в выборе литературы для свободного чтения;
- приобщение к чтению через использование современных информационных технологий.
Виды работы. Программа летних чтений «Сто любимых книг»
Цель программы — чтение произведений – юбиляров, входящих в круг чтения начальной школы, 5 – 6 классов и реализуемый в лагере с дневным пребыванием при школе в форме летнего читального зала, а также в летние каникулы при участии и помощи родителей.
Направление 2. Формирование информационной грамотности как основы читательского развития.
Цель программы: формирование информационно грамотной личности, осознающей свои информационные потребности, умеющей оценить, организовать и использовать информацию из различных источников в ходе своей учебной, научно-исследовательской и иных видах деятельности через уроки информационной грамотности.
Виды работы: презентации и библиотечные уроки, практикумы «Информационно-поисковые системы библиотеки», «Информационно-справочные издания», «Презентация результатов учебной деятельности», «Оформление титульного листа, оглавления и списка литературы».
Направление 3. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг.
На первом этапе необходима диагностика и определения основ читательского развития. Именно эти вопросы могут стать содержание родительских собраний, посвящённых проблемам детского чтения. Для отслеживания качества чтения родителям можно предложить Портфолио читательского развития «Я – Читаю». В основу Портфолио легли анкеты, тесты, опросники. Это тесты и анкеты, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка, так как детское чтение напрямую связано с чтением родителей. Также в раздел «Родительская страничка» введены таблицы для определения читательских предпочтений родителей в определении дальнейшего чтения их детей.
Раздел «Я – читатель» определяет читательские предпочтения самого ребёнка и его успехи в области читательского развития. Для этого разработаны и используются анкеты, «Какой я читатель?», «Бывало ли такое с тобой», мониторинг информационной грамотности и таблицы «100 книг, прочитанных вместе с родителями», «100 книг, прочитанных самостоятельно». Для того чтобы ребёнок научился читать активно, контролировать себя и качество своего чтения, в Портфолио есть раздел «Закладки-подсказки», «Я – критик», «Я – иллюстратор». Портфолио — это совместный труд ученика, учителя и родителя. Заключительным этапом должно стать публичное представление накопленного ребенком читательского опыта – есть множество форм для презентаций детской работы.
Направление 4. Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса
Участие в школьных, городских и мероприятиях более высокого уровня невозможны без знаний, умений и навыков использования читательской и информационной грамотности.
Продвижение чтения и формирование читательской культуры
среди учащихся 7 – 8, 9 – 11-х классов. Направления и формы работы
Направление 1. Пропаганда чтения. Формы работы:
- круглый стол «Чтение сегодня и всегда»
- диспут «Книга в эпоху Интернета»
- цикл бесед, библиотечных уроков «Читать модно»
- конкурс «Читатель года»
- бенефис читателя «Виват, читатель».
Направление 2. Стимулирование интереса к литературному творчеству. Формы работы:
- конкурс сочинений «Мой любимый герой»
- литературный вернисаж (литературное творчество наших читателей) «Проба пера»
- выставка художественных работ читателей «Иллюстрируем классику»
- социологическое исследование «Портрет современного читателя»
- публикации на сайте школы в СМИ «О жизни, читателях и книгах».
Направление 3. Повышение читательской культуры за счет пропаганды высокохудожественной литературы. Формы работы:
- библиотечная выставка-просмотр литературы «Нобелевская плеяда»
- обзор литературы «Лауреаты литературных премий»
- цикл радиопередач (радиосеть школы) «Шедевры на все времена»
- серия библиографических пособий «Круг чтения великих писателей»
- цикл книжных выставок «Художественная литература сегодня»
- презентация самой читаемой учащимися школы (вообще социумом) книги «Книга года».
Прогнозируемые результаты реализации программы, риски и трудности
Комплексную программу поддержки и развития чтения в школе можно реализовать в полном объеме, если:
- работа по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературного и внеклассного чтения на основе деятельностного подхода будет целенаправленной и систематической;
- учителя будут организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей, с использованием различных форм и методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий;
- у руководителей детского чтения (учителей, классных руководителей, воспитателей, библиотекарей) в педагогическом инструментарии будут умения и навыки организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с учетом их возрастных и читательских интересов;
- педагог-психолог и классные руководители будут осуществлять целенаправленную психолого-педагогическую работу для решения проблемы совместной деятельности в условиях семьи по активизации читательского потенциала детей.
Некоторые формы мониторинга читательского развития по программе
Мониторинг читательского развития – это механизм контроля и слежения за активностью чтения младших школьников зависимости от качества деятельности по продвижению чтения, позволяющий выявить тенденции в развитии и последствия принятия решений, направленных на совершенствование дальнейшей деятельности.
Технология мониторинга включает 3 этапа: диагностика; проектирование и реализация; контроль и оценка.
Диагностический этап определяет показатели читательского развития на начальный период мониторинга. Например, определяется уровень начитанности и техники чтения, уровень заинтересованности в книге и чтении, а также к книгам определённого направления, для этого заполняется анкета «Книга в моей жизни» и таблицы «Уровень начитанности» и «Техника чтения». Портфолио читательского развития «Я – читаю» включает в себя анкеты, тесты, опросники, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка.