- Информация о материале
- Просмотров: 3017
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _____________2014 года протокол № 1
Председатель __________ Е.Д.Чернявская
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«Здоровое развитие»
Программу разработали:
учитель английского языка Епифанова Е.В.
учитель английского языка Бурлакина Т.С.
учитель физической культуры Андриенко Д.А.
учитель физической культуры Блохин М.В.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Планируемые результаты.
- Приоритетные направления действия программы.
- Основные критерии эффективности действия Программы «Здоровое развитие».
- Срок реализации программы.
- Содержание программы.
- Условия реализации программы.
- Формы педагогической деятельности.
10. План мероприятий по реализации комплексной Программы.
11. Основные направления деятельности.
Приложение 1. Тематические классные часы.
Приложение 2. Тематические родительские собрания.
Приложение 3. Конкурсы, викторины.
12. Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. По данным исследований Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% -имеют патологию, 40% относятся к группе риска. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 33% первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22%. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.
По результатам научных исследований последних лет, человечество просто обречено на вымирание в силу его физического увядания, утраты телесных, энергетических и психических потенциалов, ухудшения экологии Земли. Влияет на это и:
- недостаточность этического и эстетического воспитания, влекущая за собой бескультурье, приобщение молодежи к алкоголю, курению, полное безразличие к жизни;
- многочасовое сидение у телевизоров, работа с компьютером приводят к росту числа заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата - гиподинамии;
- система же здравоохранения демонстрирует сегодня свою неспособность исправить ситуацию. Медицина становится все более лечебной, узкоспециализированной наукой, накопившей много данных о болезнях, а не о здоровье.
К сожалению, вышеизложенные факты, несомненно, отражаются и на уровне здоровья учащихся нашей школы. Анализ школьной жизни, проведенный педагогическим коллективом, показал, что загрузка памяти ученика обширной информацией отодвинула на задний план формирование у него нравственно здорового образа жизни. Образовательный процесс до сих пор направлен на развитие интеллектуальных способностей детей, в ущерб формированию умений и навыков, необходимых для принятия решений связанных с личным здоровьем, сохранением и улучшением безопасной, здоровой физической среды обитания:
1) сложность и насыщенность учебной программы может создать у отдельных детей снижение резистентности организма и вызывать провокацию роста хроническихзаболеваний;
2) большинство детей неадекватно оценивают свое здоровье, слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни и, как следствие этого, недостаточно заботятся о собственном здоровье;
3) отягощенность хроническими заболеваниями сказывается на уровне работоспособности учащихся в течение учебного дня и года в целом.
Осознание этого и убедило нас в необходимости изменения вектора воспитательного поля в сторону здоровья и физического совершенствования наших учеников. Стало очевидным и то, что на фоне благополучного здоровья более эффективно будет достигаться цель Программы развития: переход к качеству образования.
Результатом совместных усилий в этом направлении и стала разработка комплексной программы "Здоровое развитие", актуальность которой заключается прежде всего в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект оздоровления учащихся и учителей, сохранения их психического здоровья и обеспечения социальной адаптированности каждого из субъектов образовательного процесса.
Таким образом, говоря о приоритетах в образовании, закономерно во главу угла ставить вопросы здоровьесбережения учащихся. Перед школой встают две задачи. Во – первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в ОУ. Во – вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам ЗОЖ.
Из проведенного социологического опроса администрацией школы выявлено, что наряду с формированием прочных знаний и компетентностей, ученики, родители и общественность ставят здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности на ведущее место:
87 % родителей считают, что школа должна не только давать знания, но и сохранять здоровье ребёнка и научить его действовать в чрезвычайных ситуациях.
Программа «Здоровое развитие» - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования.
Нормативно-правовой и документальной основой целевой комплексной программы обучающихся в системе общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16);
- Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ (письмо Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13);
- О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ (приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017);
- Рекомендации по использованию компьютеров в средней общеобразоваельной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа России».
Цели и задачи программы.
Цель программы - создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методологических, методических предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья детей.
Задачи программы:
1. Обеспечить сохранение здоровья, безопасность жизнедеятельности
уч-ся.
2. Обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний (переутомления, гиподинамии, дистресса и др.)
3. Создание системы общественной поддержки по реализации программы.
Она направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к собственной жизни и здоровью, воспитанию у ребенка потребности в ЗОЖ, охватывая урочную и внеурочную деятельность. Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения наиболее перспективных технологий обучения, и в первую очередь - здоровьесберегающих технологий.
Иными словами, Комплексная программа "Здоровое раввитие" призвана воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в сохранении и формировании здорового образа жизни.
Планируемые результаты.
В результате практической реализации всех составляющих Программы Модель выпускника школы наполнится здоровье сберегающим содержанием:
1) он станет способен управлять своим здоровьем;
2) сможет формировать его и адекватно воспринимать физиологические процессы, происходящие внутри собственного организма, регулировать их сообразно имеющимся природным возможностям;
3) естественным образом впитает отрицательное отношение к асоциальным поступкам по отношению к своему здоровью и здоровью Планеты людей;
Приоритетные направления действия программы:
- учебно-воспитательная работа - научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная, способствующая формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей, обеспечивающая их правильное физическое и психологическое развитие, формирующая здоровый образ жизни и повышающая качество образования в целом;
- диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания;
- профилактическая работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса;
- научно-методическая работа - скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образовательного процесса,
- разработка новых авторских учебных программ, методик и приемов обучения, обеспечивающих целостное формирование здорового образа жизни;
- информационно-просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем здоровьесберегающим технологиям, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая и коллективная;
- координационная работа - формирование систем непрерывного природосообразного образования. Связь с научно-методическими центрами, занимающимися вопросами здоровья. Подготовка и переподготовка педагогов-практиков на их базе.
Основные критерии эффективности действия Программы «Здоровое развитие».
Основными критериями эффективности действия Программы должны стать:
1) состояние физиологического благополучия ученика и учителя - "Я МОГУ";
2) состояние психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса - "Я ХОЧУ";
3) состояние социально-нравственного здоровья человека - "Я ДОЛЖЕН".
Срок реализации программы.
Реализация программы «Здоровье» строится на основе 3-х этапов:
I этап – подготовительный – 2014-2015 учебный год.
II этап – системообразующий – 2015-2016 учебный год.
III этап – заключительный – 2016-2017 учебный год.
План мероприятий по реализации комплексной Программы
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Направление - Обеспечение сохранения и укрепления здоровья ученика |
|||
1. Систематический анализ состояния здоровья детей, отслеживание типичных отклонений |
ежегодно |
Администрация школы, врач |
|
2. Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся |
2014 год |
Администрация школы, врач ЦРБ |
|
3.Мониторинг состояния здоровья обучающихся (диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма) |
ежегодно |
Администрация школы, врач ЦРБ |
|
4. Уроки по изучению ОБЖ, ПДД, пожарной безопасности и др. |
ежегодно |
Классные руководители |
|
5. Акции « Нет наркомании», «Я выбираю здоровый образ жизни», «Детство – территория, свободная от курения» и др. |
ежегодно |
Ученическое самоуправление, классные руководители |
|
6. Проведение «Дней здоровья» |
ежеквартально |
Учителя физической культуры, зам по ВР |
|
7.Расширение сети спортивных секций |
2015г. |
Учителя физической культуры |
|
8. Проведение массовых спортивных соревнований |
ежемесячно |
Учителя физической культуры |
|
9. Мониторинг психологического комфорта учащихся на важнейших ступенях развития (адаптация первоклассников, "школьная тревожность" пятиклассников, социометрия восьмиклассников, адекватного проявления склонностей и способностей в старшем звене);
|
ежегодно |
Администрация школы, врач, психолог |
|
10.Школьный этап соревнований «Школа безопасности», туристические слеты |
ежегодно |
Учителя физической культуры, ОБЖ |
|
11.Оборудование тренажерного зала |
2015г. |
Администрация школы, Управляющий Совет школы |
|
12.Открытие комнаты психологической разгрузки |
2015 г. |
Администрация школы, Управляющий Совет школы |
|
13.Создание школьных валеологической и психологической служб |
2015-2016 г. |
Администрация школы |
|
14.Проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся |
ежегодно |
Администрация школы, врач |
|
15. Проведение конкурса « Лучший спортсмен года» |
ежегодно |
Учителя физической культуры, зам по ВР |
|
16. Участие в областном соревновании классов, свободных от курения |
2015-2016г. |
Учителя физической культуры, зам по ВР |
|
17. Пропаганда здорового образа жизни |
Постоянно |
Классные руководители, учителя физической культуры, зам по ВР, администрация школы |
|
18.Организация полноценного горячего питания учащихся |
Постоянно |
Администрация школы, Управляющий Совет школы, классные руководители |
|
19.Организация и проведение контроля выполнен6ия санитарных правил |
Постоянно |
Администрация школы, Управляющий Совет школы, врач |
|
20. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания ( динамические перемены, физ. минутки, утренние сборы, подвижные игры и др) |
постоянно |
Администрация школы, зам по ВР |
|
21.Проведение индивидуальных консультаций |
постоянно |
Психолог |
|
22. Направление учащихся в оздоровительные лагеря, организация пришкольных лагерей |
ежегодно, ежеквартально |
Администрация школы, зам по ВР |
|
Направление - Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов |
|||
1. Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов |
ежегодно |
Администрация школы |
|
2. Создание комнаты психологической разгрузки |
2015г. |
Администрация школы, психолог |
|
3. Создание базы данных о состоянии здоровья педагогов |
2014-2015г. |
Администрация школы, врач ЦРБ |
|
4. Организация и проведение психологических семинаров – тренингов, семинаров личностного роста для педагогов. |
ежегодно |
Администрация школы, психологи |
|
5.Организация и проведение валеологического всеобуча (семинары, лекции) для учителей |
2015г. |
Администрация школы, врач ЦРБ |
|
6. Освоение всеми педагогами через курсы повышения квалификации здоровьесберегающих технологий |
2015-2016г.г. |
Администрация школы |
|
7. Проведение тренингов общения для педагогов |
2015г. |
психолог |
|
8.Разработка новых авторских учебных программ, методик и приемов обучения, обеспечивающих целостное формирование здорового образа жизни |
2014- 2015 |
педагоги |
|
Направление - Обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций семьи |
|||
1.Проведение «Семейно-школьной спартакиады» |
ежегодно |
Администрация учителя физической культуры |
|
2.Проведение праздника «Мама, папа и я – спортивная семья» |
ежегодно |
Администрация, зам по ВР, учителя физической культуры |
|
3. Родительское собрание «Детство и развитие - без болезней» |
2015
|
Администрация, классные руководители, психолог, логопед |
|
4. Занятия "Университета психолого-педагогических знаний для родителей" |
ежегодно |
Администрация, классные руководители, психолог |
|
5. Пропаганда здорового образа жизни через публикации на школьном сайте и классные часы |
ежегодно |
Управляющий Совет школы, педагоги, учищиеся |
|
6.Подготовка и издание листовок, брошюр для родителей и педагогов по пропаганде здорового образа жизни |
2016 |
Управляющий Совет школы |
|