Педагогический состав
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни. Формирование культуры здорового питания начинается с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Включает три направления: рациональную организацию питания подростка в образовательном учреждении и в семье; включение в учебный процесс специальных программ и просветительскую работу с детьми и их родителями.
Для подростка, питание является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни, наряду с правильным режимом труда, учебы и отдыха, занятиями физкультурой и спортом.
Питание – это процесс поступления в организм и усвоения им веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности. Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, сохранении и поддержании его здоровья, повышении его сопротивляемости болезням.
Все необходимые и полезные для человека вещества организм получает только в том случае, если потребляется разнообразная пища, включающая шесть основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба; яйца; хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; жиры; овощи и фрукты.
Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению. Для учащегося необходимо 4 или 5 приемов пищи в день (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка кушать в строго определенные часы.
Подростки в школе с 12 до 18 (6 часов) + путь в школу и обратно, поэтому дополнительный прием пищи в школе необходим ребенку для нормального роста.
Кроме рациональной организации питания подростков, нельзя забывать о значении формирования культуры здорового питания. Только системная работа по формированию культуры здорового питания может помочь изменить вкусовые пристрастия, постепенно изменить структуру питания, научить детей и подростков делать сознательный выбор в пользу полезных блюд, здорового питания.
Подростковый и юношеский возраст — это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Все это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это, прежде всего общество с его культурой, традициями, системой воспитания, и семья, школа, группы сверстников — то есть те малые группы, в которые реально включен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средствам массовой информации.
Исследования, проведенные педиатрами, выявили, что:
- из всей телевизионной рекламы половину составляют ролики нездоровой пищевой продукции, фаст-фуды, сладости, сухие завтраки. 20% рекламы быстрого питания обещают бесплатную игрушку вместе с едой, что привлекает еще большего внимания детей и подростков;
- реклама часто демонстрирует чрезвычайно худых моделей, средства для похудения, что может привести у девочек подросткового возраста к пищевым расстройствам вплоть до анорексии и заниженной самооценки.
Почему реклама оказывает намного большее влияние на детей и подростков, чем на взрослое население? Учеными доказано, что часто повторяющиеся яркие картинки и фразы способны вызвать психические расстройства у детей и лиц с неустойчивой психикой, а яркие образы на экране, музыкальное сопровождение запоминаются и привлекают к экрану. Дети и подростки воспринимают всё гораздо критичнее, к тому же психика у них не сформирована, и в её формировании принимает участие всё окружающее, в том числе и реклама как положительная, так и отрицательная. Именно в этом возрасте человек воспринимает всё гораздо серьезнее, поэтому что-либо внушить ему не составляет ни какого труда.
Кроме яркой рекламы и упаковки, влияние оказывает и сам состав продуктов – обычно они содержат множество усилителей вкуса, ароматизаторов, красителей – все они призваны воздействовать на рецепторы и органы чувств ребенка и вызывать возбуждение. Тогда на фоне шоколадок, сухариков и чипсов с их пресыщенным вкусом обычные продукты с их природным вкусом – супы, каши или гуляш – кажутся почти безвкусными. Естественно, ребенок начнет настойчиво требовать более вкусных продуктов, но он не понимает их вредности.
Ребенок – отличный психолог и манипулятор, он знает, как надо покричать, чтобы родители согласились на все его условия. Нередко родители принимают позицию – «он так плохо набирает вес, пусть ест хотя бы эти продукты», «мой ребенок все равно это не ест, я деньги сдавать не буду, лучше я ему дам определенную сумму, на которую он сам себе купит что захочет, тем самым я сэкономлю, что ребенок купил на эти деньги?…». Круг замыкается – вся семья переходит на неправильное питание в угоду ребенку.
Еще одним немаловажным фактором является всеобщая доступность и невысокая цена «вредных» продуктов, в то время как правильное и полноценное питание стоит на порядок дороже.
Школьные завтрак (обед) – хорошо сбалансированный, согласованный в роспотребнадзоре, прошедший контроль качества продуктов, из которых он приготовлен, включающий второе блюдо, хлеб и напиток в день в среднем стоит 46 рублей. А стоимость комплексного обеда у нас в городе (все то же, что в школе + суп) = 185 руб. Так ли дорого школьное питание.
Конечно, родители должны помогать своим детям решать проблемы, в том числе и с питанием, а зачастую просто объяснять, что проблемы на самом деле нет. Однако на это требуется время, и от 1 до 4 ч в день чаще всего бывает недостаточно.