Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Тема урока: Десятичные дроби.

 Класс: 5 

 Тип урока: урок рефлексии

 

Цели:

  • Обучающие: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, продолжить закрепление ЗУН по данной теме.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи.
  • Воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля,  на примере  задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
  • Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутки.

 

Предметный результат: выполняют сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, применяют при решении практических заданий.

 

  • Коммуникативные УУД:  планировать общие способы работы.
  • Регулятивные УУД: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
  • Познавательные УУД: выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки.
  • Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению предмета, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества.

Формы и методы: эвристическая беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа с раздаточным материалом,  индивидуальная работа у доски, решение  проблемных задач, самостоятельная работа.

 

План урока.

 

  1. 1.     Этап мотивации.

 

Постановка цели урока.

1.Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

3.Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний

.

  1. 2.     Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

 

1. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с классом и фиксируется на доске):

1) Понятие десятичной дроби и названия разрядных единиц десятичной дроби.

2) Чтение и запись десятичных дробей.

3) Правило сравнения десятичных дробей.

4) Правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Задания для фронтальной работы:

2)    Прочитать записанные дроби: 1,2; 1,02; 0,005 и т.п.

3)    Назвать разряды данных дробей.

4)    Расположить в порядке убывания 2,306; 3,07; 3,61; 2,36; 2,036.

5)    Поставить вместо * знак < или >: 47,*5>47,45; 3,14<3,1*; 0,08<0,0*.

6)    Составить четырехзначное число, меньшее, чем 3,85 и большее, чем 3,84.

7)    Сложить или вычесть десятичные дроби: 0,5+1,3; 1,8-0,7; 1,3+0,9; 4,2-0,8; 5+1,26; 3,1-0,05; 4-1,23.

 

  1. Задания для самостоятельной работы № 1(репродуктивный уровень)

1.Есть ли среди данных чисел равные?

Если есть, то укажите их: 3,001; 3,010; 3,100; 3,1.

2.Верно ли, что 12,40=12,4?

3.Замените десятичную дробь равной 3,6000.

4.Между какими соседними натуральными числами заключено число 3,7?

Запишите ответ в виде двойного неравенства. Образец. 8<8,04<9.

5. Какие натуральные числа заключены между десятичными дробями 2,75 и 4,05?

Образец.11,3<12<13<14<15<16<16,5.

6.Задание с выбором ответа.

Какое из утверждений верно?

А.2,103=2,13. Б.2,103>2,13. В. 2,103<2,13.

7.Сравните десятичные дроби, поставив вместо (*) один из знаков < или >: 0,219 * 0,246

8. Выполните действия:

17,83+9,085; 2,35-0,98; 0,47*10-3,86

Формируемые УУД

1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2. Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве.

3. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков

4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

3. Локализация индивидуальных затруднений.

 

Самопроверка по эталону.

Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 7 этапа урока конструктивного и творческого уровней.

Формируемые УУД

1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2. Регулятивные: контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение.

4. Коммуникативные:-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

 

Учащиеся определяют, какие понятия и правила позволят правильно решить задания самостоятельной работы:

1) Понятие десятичной дроби и названия разрядных единиц десятичной дроби.

2) Чтение и запись десятичных дробей.

3) Правило сравнения десятичных дробей.

4) Правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Формируемые УУД

1. Личностные: самоопределение.

2. Регулятивные: познавательная инициатива, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

3. Познавательные: структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия

4. Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения.

 

5. Реализация построенного проекта. Обобщение затруднений во внешней речи.

 

Учащиеся проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы, которые они обозначили:

1) Понятие десятичной дроби.

 2) Названия разрядных единиц десятичной дроби.

2) Чтение и запись десятичных дробей.

3) Правило сравнения десятичных дробей.

4) Правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Формируемые УУД

1. Личностные: учебно-познавательный интерес

2. Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

3. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей

4. Коммуникативные: разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

 

6. Самостоятельная работа № 2.

 

Вариант 1 № 719, 722а, 723а, 724

Вариант 2 № 720, 722б, 723г, 726

Формируемые УУД

1. Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция.

2. Познавательные: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

7. Включение с систему знаний и повторения.

 

Задания конструктивного уровня:

1. Расположите в порядке возрастания числа: 7,34; 7,4; 7,3.

2.Найдите какую-нибудь десятичную дробь, заключенную между 2,7 и 2,8.

3.Напишите три десятичные дроби, каждая из которых больше, чем 9,61 , но меньше 9,62.

4.Какое из трех данных чисел наибольшее и какое наименьшее: 2,601; 2,610; 2,061?

5. На зимних Олимпийских играх 1994г в соревнованиях по бегу на коньках на 500м спортсмен из Норвегии пробежал дистанцию за 36,66 с, а спортсмен из США – за 36,68 с. Чей результат лучше?

6. Поставить вместо * знак = или -, чтобы равенство было верным:

5,5*1,9*2,6=1; 7,9*3,4*4,2=7,1; 6,1*13,5*12,4=5.

 

Задания творческого уровня:

7. Покажите, что при подстановке любой цифры вместо звездочки неравенство 7,019<7,*29 окажется верным.

8. Покажите, что при подстановке любой цифры вместо звездочки неравенство 7,019>7,*29 окажется неверным.

9. Дана десятичная дробь 6,73401152. Вычеркните одну цифру после запятой так, чтобы дробь: а) увеличилась; б) уменьшилась. Для каждого случая укажите все решения.

10. В десятичной дроби среди цифр, стоящих после запятой, есть один нуль. Его вычеркнули. Сравните получившееся число с исходным, если этот нуль стоял: а) в конце десятичной дроби; б) не в конце десятичной дроби.

Формируемые УУД

1. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

2. Регулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности

3. Познавательные: анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование)

4. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения

 

9.Рефлексия.

Итог урока.

Учащиеся оценивают свою деятельность на всех этапах урока, заполняя карточки:

С.р.№1. Отметка «__»

Теоретическая база. Отметка «__»

С.р.№2. Прогнозируемая отметка «__»

Итоговая отметка «__»

1. Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

2. Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3. Познавательные: рефлексия способов и условий действия 

4. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

 

10. Домашнее задание. Задается дифференцировано.

 

Репродуктивный уровень: учебник: № 725, 728.

 

Конструктивный уровень:

 

1) Расположите в порядке убывания числа: 22,86; 23,01; 22,68; 21,99

2) Найдите какую-нибудь десятичную дробь, заключенную между 0,8, и 0,9

3) Какое из трех чисел наибольшее и какое наименьшее: 0,5; 0,6; 0,56?

4) При каких натуральных значениях х будет верным неравенство: 3,54<x<6,001;  5< x<6,001?

5) Разность двух чисел, одно из которых в 11 раз больше другого, равна 18,46. Найдите большее число.

 

Творческий уровень:

1) № 713

2) Напишите три числа, каждое из которых больше 7,5 и меньше 7,7.

3) Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3м; 1,47м; 1,5м; 1,4м; 1,38м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.