Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Школа математического олимпийского резерва

МБОУ-СОШ № 2

 

Цели проекта:

  1. Развитие творческих способностей учащихся, повышение интеллекта.
  2. Формирование устойчивого интереса к математике.
  3. Формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Подготовка учащихся к математическим олимпиадам, повышение уровня математической культуры.

Задачи проекта:

  1. Познакомить учащихся с новыми разделами математики, не содержащимися в базовых программах.
  2. Включить в программу школы математического олимпийского резерва темы, имеющие научный характер, вызывающие познавательный интерес у учащихся и представляющие ценность с практической точки зрения.
  3. Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать целям проекта: формирование теоретического и эмпирического мышления учащихся; формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Программа проекта является достаточно гибкой: с небольшими изменениями ее можно применять для различных групп учащихся в школе, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.

Методические принципы

Принципы

Цель применения данного принципа

1.

Принцип

регулярности

Убедить учащихся в необходимости систематического, ежедневного решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице.

2.

Принцип

параллельности

Полезно решать математические задачи с физическим содержание и физические задачи математическими  и т.п. (межпредметная связь)

3.

Принцип

вариативности

На примере решения одной задачи найти вместе с учащимися другие способы решения задач, сравнить их с различных точек зрения – стандартность, оригинальность работы, элегантность, практическую ценность.

4.

Принцип

самоконтроля

Убедить учащихся в необходимости выполнять регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; развивать навыки самоконтроля.

5.

Принцип быстрого

повторения

Научить учащихся производить "ревизию" решенных задач по плану:

а) Простая задача – вижу весь путь решения от начала до конца

б) Задача потруднее – вижу, что она состоит из задач, которые я уже решал и помню их.

в) Трудные задачи: пока не могу решить, но есть идея, нужно ее проверить.

 

Особенности преподавания

Программа школы математического олимпиадного резерва для подготовки учащихся к олимпиадам охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки.

В углубленном изучении математики выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие возрастным возможностям и потребностям. Учащиеся могут начать углубленно заниматься математикой как с 8, так и с 5 - класса.

Первый этап углубленного изучения математики в значительной мере является ориентационным. На этом этапе ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 11 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики.

Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике.

Учебно-воспитательный прогресс строится с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся на основе современных образовательных технологий. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно точно устойчив.

На втором этапе (10-11 класс) возрастает роль теоретических знаний, становятся особо важными такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе уделяется решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы.

В связи с тем, что в классы с углубленным изучение математики приходят с разным уровнем подготовки в процесс обучения на каждом этапе включаем повторение и систематизацию опорных знаний.

Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся, решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов, причем дифференцированный подход к учащимся позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них.

Известные приемы построения уроков обретают здесь новый смысл, могут применяться по-новому, более широко и в качественно иной общей системе. Здесь важны уроки разных типов: уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки в компьютерном классе.

Работа по подготовке учащихся в школу олимпийского резерва начинается заранее. В нашей школе ежегодно работает Летняя математическая школа, а на каникулах учащиеся занимаются в профильных группах, объединяющих занятия по математике и информатике.

Участие учащихся в олимпиадах способствуют развитию и укреплению интереса к математике.

Планирование (8-9 класс)

Модуль

Расширение кругозора и углубление

занятий по теме

Технология

Оборудование

Колич. часов

I. Функция

  1. Числовые функции и их свойства
  2. Графики функций (+ опережающая линия: "Звездный график")
  3. "Парусник в открытом море" – что общего он имеет с функцией. Решение примеров из сборника экзаменационных работ по теме "Функция".

Беседа: (развивающая линия) о роли ученых в создании теории функций.

 

Игра: Построить график движения парусника. Практическое применение темы: "Функция"

Таблицы графиков функций, пословицы и поговорки о свойствах функции, инструменты, цветной мел.

Картина "Парусник в море", часы, географическая карта (маршрут движения парусника), линейка, карандаш, цветной мел

 

 

 

II. Уравнения

1. Линейные уравнения и уравнения сводящиеся к ним (опережающая линия) Линейные уравнения с параметров.

2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним Квадратные уравнения с параметром

3. Занятия в компьютерном классе: "Составление таблиц и построение графиков функций"(Опережающая линия) и графиков уравнений.

Лекция: (20 минут)

Практическая работа: тесты по теме "уравнение".

Составление кроссворда по темам "Функция, уравнение".

Групповая работа

Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и II степени"

Сборник экзаменационных работ для 9 класса.

Литература по теме: "Уравнения".

Фильм "Графическое решения уравнений"

Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция по технике безопасности при работе с компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КВН по теме: "Функция. Уравнение" (диагностика умений и знаний)

Игровая технология (развивающая линия)

Оформление доски, карточки с заданиями, стихи и кроссворды по теме "Функция, уравнение"

1ч.

III. Многоугольники

(Вписанные и описанные)

  1. Виды многоугольников, их свойства. Правильные многоугольники.
  2. Вписанные и описанные многоугольники (опережающая линия): Решение задач из ЕГЭ по теме "Многоугольники".

Лекция: (20 минут)

Практическая работа.

"Построение правильных многоугольников" Подготовка проекта: "Паркеты из правильных многоугольников" (поисковая и исследовательская работа)

Модели многоугольников, таблица "Площадь треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, правильного многоугольника".

Инструменты: линейка, циркуль, транспортир, цветной мел.

 

 

 

Итоговое

занятие

Научно-практическая конференция: "Защита проектов"

 

Математические и физические газеты. Игра "Рыбалка", призы.

Планирование (10-11 класс)

Модуль

Расширение кругозора и углубление

занятий по теме

Технология

Оборудование

Колич. часов

I. Функция

1. Ознакомление учащихся с программой. Представление тем для исследовательной работы и литературы для работы над проектами.

2. Функция. Область определения. Область значения. Свойства функций. Роль ученых в создании теории (развивающая линия), практическое применение темы "Функция". Решение примеров ЕГЭ.

3. Графики функций. Преобразования графиков функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме "Функция" (опережающая линия: решение нестандартных и олимпиадных заданий по теме "Функция")

Вводная беседа

 

 

 

 

 

 

 

Лекция (20 минут)

Групповая работа

Практическая работа"Построение графиков функций"

 

 

 

 

 

Дидактический театр: "В музее математических наук" Зал. "Функция"

 

Журналы "Квант", книги "Примени функцию", "Рассказы о максимумах и минимумах", "Математика в образах" и др.

 

 

Таблицы: "Графики функций", инструменты – линейки, циркули, цветной мел.

 

 

 

 

 

 

Таблицы графиков функций. КИМы по математике. Сборники олимпиадных задач. Карточки – инструкции по теме "Функции".

Инструменты, цветной мел.

0,5ч

 

 

 

 

 

 

 

1,5ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Уравнения

1. Обобщение темы "Уравнения". Нахождение рациональных корней уравнения. Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные методы решения уравнений. Роль ученых в создании теории уравнений (развивающая линия). Решение уравнений.

2. Нестандартные приемы решения уравнений. Олимпиадные задачи (развивающая линия). Уравнения с параметрами.

3. Диагностика умений и знаний по темам "Функция, уравнения".

Лекция: (20 минут)

Практикум по решению уравнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со справочной литературой, практикум по решению уравнений.

 

 

 

 

 

Занятия в компьютерном классе.

Литература по теме "Уравнения".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособия для поступающих в институт.

КНМы по математике

Тесты олимпиадных заданий по теме "Уравнение".

Справочная литература, КНМы.

Демонстрационный вариант по математике (ЕГЭ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Многоугольники

1. Виды многогранников, их свойства. Построение сечений. Площадь поверхности. Решение задач из ЕГЭ.

Сообщения учащихся. Практическая работа.

Подготовка проекта "Замечательные теоремы и факты геометрии".

Модели многоугольников, инструменты, таблица "Площадь боковой поверхности", цветной мел.

Итоговое

занятие

Научно-практическая конференция "Защита проектов"

Игровая

Инсценировка (про Архимеда)